«Царь» — в нем намек, начинающим критикам урок
Вечер заканчивался хорошо. Я возвращался из гостей, от двух бывших сокурсниц, с которыми уже лет 6-7 не видался (Марина и Галя, пользуясь случаем, машу вам ручкой 🙂 ).
Все испортили два «кадра» в видео-аудио магазине прямо рядом в выходом из метро Домодедовская.
Продавец (идиотус человечус номер один) брезгливо говорил, что фильм «Царь» «сделан из обрезков». На мой вопрос, из каких именно обрезков и почему из обрезков, куда же девался весь остальной отснятый материал, уж не режиссер ли стырил, чтобы пропить, он вразумительного ответа не дал. Основным его аргументом было «фильм скучный». Никто не махал мечами, не побеждал в одиночку сотню бандитов, не имел грудастых блондинок и не спасал мир. Короче, не было Брюса Уиллиса, и Титаник он не спас. Вот уж, действительно, тоска зеленая.
В разговор вступил гомо-жопиенс номер два. Мужик с «широкой в плечах» женщиной начал сбивчиво бормотать о каком-то выступлении какого-то там историка. Смысл сводился к тому, что фильм якобы снят исторически недостоверно.
Некоторых людей мне, честное слово, жалко. Только недальновидный человек станет ставить в художественном произведении, особенно в фильме или спектакле достоверность выше актерской игры. В «Царе» Павла Лунгина мы смотрим на мощную игру Петра Мамонова и Олега Янковского (для которого это была последняя роль в кино, еще один повод, чтобы отнестись к этому фильму с уважением). Вовчик Ленин говорил, что нельзя сравнивать аршины с пудами, и был прав.
Фильм дает возможность задуматься над ролью правителя в то далекое и непростое время, который срывается, не выдерживая тяжкое бремя правления, и начинает лить кровь невиновных людей. А с другой стороны – его антипода, друга детства, который пытается его вразумить. Нам снова показывается «черное» и «белое». Столь восхваляемого в наше время «серого», «золотой середины», «отсутствия четкого разделения» в персонажах Мамонова и Янковского нет (кроме, разве что, того, что Грозный читал молитвы и одевался в монашескую рясу). И это психологически достоверно. В старые времена понятия Добра и Зла, «белого и черного» вообще были обособленнее, ярче. Как сказал Писатель в фильме «Сталкер»: «Люди были молоды». Можно сказать, что понятия «черное» и «белое» и воплотились в этих исторических личностях – Иван Грозный и митрополит Филипп Колычев. Психологически фильм и персонажи выверены идеально.
К тому же фильм должен быть зрелищным, иначе смотреть его станет разве что сам режиссер. Так что если какие-то отходы от «исторической правды» и имели место, то они оправданы.
Так что не стоит скрупулезно высчитывать, сколько опричников охраняло Москву, когда шла битва за Полоцк, на какой ягодице был у Федора Басманова шрам от кнута, правой или левой, и прочую фигню. Мы не на научном симпозиуме, дамы и господа.
Кто жаждет абсолютной и тотальной достоверности – пусть берет в руки справочник или учебник истории, которые, если кто не знает, составлены по летописям, скорректированным по велению русских князей. В художественном произведении на первом месте впечатление, а не слегка измененная достоверность. Как в кулинарии – вкус и запах, а не рецепт блюда, отклонения, или импровизация.
http://antol.bloglit.ru
4 thoughts on “«Царь» — в нем намек, начинающим критикам урок”
Comments are closed.
Хорошая рецензия. Не едкая.
Марина, это был «наш ответ» как раз на едкую рецензию 🙂
Я поняла) И даже захотелось посмотреть фильм при случае.
Да, посмотреть стоит. Наверное, скоро можно будет в Интернете найти.