«Чернокнижник 2» и «Мастер и Маргарита». Что между ними общего.
Одним из фильмов, которые я время от времени с удовольствием пересматриваю, является «Чернокнижник 2. Армагеддон» (перевод Горчакова).
Обе части «Чернокнижника» кто-то считает классикой жанра ужасов (хотя, на самом деле это просто волшебная сказка, а кто называет эти фильмы ужастиком, хоррора, наверное, смотрел очень мало), кто-то трэшем, но знают их все, кто родился в 80-х, а также поколение 90-х годов.
Собственно, с популярными вещами в литературе и кинематографе так бывает всегда: их либо обожают, либо не выносят на дух. В случае обсуждаемого фильма ваш покорный слуга относит себя к первой категории зрителей.
Так вот, пересматривая этот фильм в очередной раз, я вдруг заметил одну немаловажную деталь, которую не видел раньше. Не буду утомлять вас пересказом содержания фильма, кто смотрел, тот и так знает. Как известно, у многих произведений искусства есть два слоя – один лежит на поверхности, другой – ведет нас внутрь, как кроличья нора маленькую Алису и хакера Нео.
В данном случае я нашел параллель между «Мастером и Маргаритой» Булгакова и фильмом «Чернокнижник 2». Казалось бы, что между этими произведениями может быть общего, не говоря уже о жанрах, в которых они выполнены? Поклонники Булгакова, не торопитесь бросать в меня камни! На самом деле общая здесь – главная идея, которая кроется за ярким внешним и поверхностным слоем.
Итак, в современный мир приходит Дьявол. Ну или его сын. В советский союз 30-х или США 90-х годов. И он начинает чинить свои черные дела. По вине Воланда и его свиты страдает множество людей – они попадают в психушку или за решетку. И все это с юмором и сатирой.
Сын же Сатаны в фильме сеет вокруг только смерть. Здесь уже хардкор, поскольку Булгаков писал «М и М» для читающей интеллигенции, а «Чернокнижник 2» снимался для простой публики, любящей пощекотать себе нервы в кинотеатре.
Но вот мы доходим до главного. Кто пострадал от рук Воланда, Бегемота, Коровьева и Азазелло? Приготовьтесь загибать пальцы и на ногах, ибо рук вам не хватит. Здесь и продажный начальник жилтоварищества Босой Никанор Иванович, и бабник-пьяница-дебошир Степа Лиходеев. В очереди стоит неискренний поэт Иван Бездомный, любитель врать Варенуха из театра Варьете, равно как и с таким же качеством конферансье. Постоянно чертыхающийся председатель зрелищной комиссии Прохор Петрович (пустой костюм, «чтоб меня черти взяли»), и сам Берлиоз. Было и множество других.
Как нам известно из литературной критики, Воланд явился в Москву и наказал всех бюрократов, взяточников, а также лицемеров от искусства (и тех, кто пытался греть на нем руки, выдавая поделки и называя себя великими писателями и поэтами) и прочих «согрешивших» людей того времени, проживавших в Москве.
Теперь обратимся к «Чернокнижнику». Разумеется, здесь размах далеко не булгаковский (отчасти его заменяют спецэффекты, актерская игра и качественная операторская работа, но это все работает на внешнюю сторону). Как вы помните, Чернокнижник колесил по стране, забирал у людей утерянные в древности рунные камни друидов, этих самых людей потом немедленно убивая. Цель — освободить Дьявола из заточения.
Первый камень он забрал у кутюрье Полы Дэр. Чернокнижник поднял ее высоко над крышей упиравшегося в ночное небо небоскреба, а, получив камень, бросил женщину вниз. Модный показ, организованный Полой перед смертью, в котором частично принял участие Чернокнижник, представлял собой «церемонию поклонения и обожествления» …одежды и женского тела.
Полуобнаженные манекенщицы в дорогих «тряпках», жадно щелкающие вспышками фотографы, которые начинают фотографировать и самого Чернокнижника, едва он поднимается на подиум, готовые снять что угодно, лишь бы потом это опубликовать и поднять тираж своих журналов.
Вообще, кадр, где Чернокнижник поднимает кутюрье над ночным городом, где всюду горят огни, и люди либо развлекаются, либо работают на благо «Золотого Тельца», напомнило мне древний Вавилон, который в Библии назван «великой блудницей».
Следующие жертвы – жадный до денег хозяин передвижного цирка и комнаты ужасов (погибает, брошенный Чернокнижником в ужасном зазеркалье) и тоже жадный и алчный, но уже до предметов искусства, коллекционер-бизнесмен.
В эту же кучу – его секретарша, которая, как цепной пес, орала на всех посетителей, и проститутка, которую Чернокнижник подобрал по дороге. Проститутка здесь именно в образе «продажной женщины», а не в романтичном образе «Красотки» из фильма с Ричардом Гиром.
Как видим, все, кто пострадал от руки Чернокнижника, на самом деле того заслужили. Увы, этот момент режиссер упрятал так глубоко, ослепив всех фабулой и спецэффектами, что мало кто его замечает. Видимо, все же продюсеры велели делать упор на коммерческую составляющую, а не на пищу для размышлений.
Но по сути, режиссер хотел сказать, что в США все – такие (неправедники, говоря языком Ветхого Завета), кроме друидов, да еще простого паренька с заправки, из которого Чернокнижник выкачал кровь.
Режиссер представил нам срез верхушки американского общества и высказал о нем свое негативное мнение. Вроде бы спасать стоило простых людей? Но они в своем невежестве и мракобесии обратились против друидов — против них поднялся весь городок. Однако они все равно встали на защиту этих невежд. В конце концов, нельзя же спасти от пришествия Дьявола одних, и позволить ему уничтожить других. Либо – все, либо никто. Пришлось спасать всех сразу. Это как в Ветхом Завете: Бог сказал, что пощадит Содом и Гоморру, если Лот найдет там 10 праведников. А потом снизил эту планку до трех. Но Лот и трех не нашел, но в США 90-х годов, похоже, приличные люди отыскались.
В представлении режиссера, похоже, в 90-е годы к праведникам требования уже стали значительно ниже, чем во времена Ветхого Завета.
Несмотря на схожесть идей, масштаб воплощения все-таки очень различается. Да и широта таланта тоже. И, как бы мне ни нравился фильм про борьбу друидов и сына князя Тьмы, но «Мастера и Маргариту» ему не затмить. Хотя, я уверен, режиссер, такой амбициозной цели себе и не ставил.
Он просто сделал хороший и качественный продукт, с небольшой долей подтекста. Продукт, который приятно смотреть и пересматривать, теша свое самолюбие тем, что находишь в нем хоть какой-то скрытый смысл.
1 thought on “«Чернокнижник 2» и «Мастер и Маргарита». Что между ними общего.”
Comments are closed.
Можно поздравить автора. Найти параллели между такими разными произведениями — это большой успех.
Особенно приятно, что анализ произведен в положительном ключе: во главу угла поставлены поиски и оценка нравственных ориентиров в жизни человека, а сама концепция зиждется на библейском событии, в центре которого находится тема справедливого воздаяния за грех. И еще один момент. Если честно, то фильм «Чернокнижник» мне не понравился , но после этого анализа я, пожалуй, пересмотрю его еще разок — теперь уже ради тех моментов, на которые обратил наше внимание автор заметки. Спасибо, Юрий Антолин!